Сдача налоговой отчетности

Налогоплательщик не должен представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым он освобожден от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов. Например, плательщики ЕНВД не представляют "нулевые" декларации по налогу па прибыль и налогу на имущество, поскольку освобождены от их уплаты. Минфин России в письме от 09.11.07 № 03-11-04/3/434 разъяснил, что налоговые органы на местах не вправе требовать представления деклараций по тем налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены.

В случае, когда организация (индивидуальный предприниматель) признается налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, но не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на счетах в банках (в кассе), и не имеет по этим налогам объектов налогообложения, то по таким налогам представляется единая (упрощенная) налоговая декларация. Если хотя бы одно из условий не выполняется, налогоплательщику следует отчитываться по обычным формам налоговых деклараций.
На практике может возникнуть ситуация, когда бухгалтер получил документы о какой-либо операции, признаваемой объектом налогообложения, уже после того, как сдал упрощенную декларацию, полагая, что налогооблагаемых операций не было. В этой ситуации он должен подать декларации по обычной форме. Является ли данное нарушение порядка представления деклараций основанием для привлечения к ответственности? По нашему мнению, ошибочное представление иного документа (единой упрощенной налоговой декларации вместо налоговой декларации по соответствующей форме) не освобождает налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения.

На практике многие сталкиваются с ситуацией, когда в течение определенного времени деятельность не ведется, объект налогообложения отсутствует. В этом случае за налогоплательщиками все равно сохраняется обязанность по представлению в налоговые органы деклараций, в которых исчисленная сумма налога равна нулю.

Если же организация признается плательщиком ЕНВД, то с 01.01.09 представление "нулевых" деклараций для нее вообще не предусмотрено. Такие налогоплательщики, даже фактически не осуществляя деятельности в каком-либо периоде, рассчитывают сумму налога исходя из потенциально возможного, а не реального дохода, полученного при осуществлении предпринимательской деятельности.

Представление налоговых деклараций

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган следующими способами: лично или через представителя; в виде почтового отправления с описью вложения; по телекоммуникационным каналам связи.

Конкретные сроки представления деклараций по каждому налогу устанавливаются в соответствующих главах части второй НК РФ. Их нарушение влечет ответственность, установленную НК РФ и КоАП РФ.

При исчислении срока представления налоговой декларации необходимо учитывать тот факт, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

На практике налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда налоговый орган начисляет ему штраф по ст. 119 НК РФ за просрочку представления декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода. В рассматриваемом случае позиция судов и официальных органов неоднозначна.

В частности, Минфин России в письме от 05.05.09 № 03-02-07/1-228 указал на то, что плательщик налога на прибыль, который несвоевременно представил в налоговый орган декларацию по этому налогу за 9 месяцев, являющуюся, по существу, расчетом авансового платежа по этому налогу, не может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ

На основании этого сделан вывод о том, что ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный срок декларации по налогу на прибыль организацииза 9 месяцев наступает, соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, как за непредставление документов, необходимых, для осуществления налогового контроля.
В письмах МНС России от 08.12.03 № 14-3-04/ЗД) 4-ау,387, УФНС России по Московской области 10.11.06 № 22-22-И/0518 указывалось, что независимо того, представляются ли декларации по итогам отчетных или налогового периода, ответственность за их непредставление предусмотрена ст. 119 НК РФ.

Представление декларации в электронном виде.

Для отдельных категорий налогоплательщиков закреплена обязанность представления деклараций (расчетов) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде.

Если в организации среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек, то налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным формата представляются только в электронном виде. Данное положение касается вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников в которых превышает указанный предел. Кроме того, эта обязанность-возложена на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. В иных случаях организации вправе представить налоговые декларации (расчеты) в налоговые органы на бумажных носителях или по установленным форматам в электронном виде.

Отчетность на бумажном носителе, передаваемая в налоговый орган через представителя. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного in уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять ее на основании закона или ее учредительных документов.

Исходя из положений Гражданского кодекса РФ, представителем юридического лица может быть единоличный (например, один участник полного товарищества) или коллегиальный орган (например, общее собрание участников хозяйственною общества).Полномочия законного представителя юридического лица подтверждается документами, удостоверяющими его должностное положение. Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с ее участием и отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Если по каким-либо причинам законный представитель налогоплательщика не подал в установленном порядке и в установленные сроки налоговую декларацию, то налогоплательщик подлежит привлечению к налоговой ответственности в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, а представитель привлекается к административной ответственности в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ (письмо Минфина России от 17.11.08 № 03-02-08/23).

В п. 8 постановления № 5 Пленум ВАС РФ разъяснил, что уполномоченный представитель налогоплательщика осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с печатью организации. Оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между организацией и налоговым органом законодательством не предусмотрено (письмо УМНС России по г. Москве от 24.06.03 № 11-04/33517).

При оформлении доверенности важно обратить внимание на дату ее выдачи, так как в силу п. 1 ст. 186 11К РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. На этом основании налоговый орган может не принять налоговые декларации у представителя.

Датой представления деклараций и бухгалтерском отчетности считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Отчетность, отправленная по почте. Если налогоплательщик представляет отчетность посредством почтовых отправлений, он должен обратить внимание на то, что декларации должны направляться письмом с описью вложения. Часто налогоплательщики отправляют отчетность ценным заказным письмом, что приводит к риску возникновения ситуации, когда налоговый орган, не получив такое письмо, принимает решение о привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа. Квитанция отделения почтовой связи в данном случае не освободит от ответственности, так как из нее не следует, что содержимым отправления была именно необходимая форма отчетности.

В таком случае только опись вложения может подтвердить, что налогоплательщик отправил именно налоговую отчетность, а не какие-либо другие документы.

Арбитражная практика по вопросу привлечения к налоговой ответственности, если налогоплательщик представил декларацию по почте заказным письмом без описи вложения, окончательно не сформировалась.
Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте считается дата отправки ценного письма с описью вложения.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.07.06 № Ф04-4150/2006(24268-А81-37) применительно к определению даты представления по почте декларации по налогу на прибыль прямо указал, что в соответствии с нормами Закона о почтовой связи и Правилами оказания услуг почтовой связи для налогоплательщика датой отправки письма считается день сдачи этого почтового отправления оператору почтовой связи. За своевременность исполнения оператором почтовой связи своих обязанностей пользователи услуг почтовой связи ответственности не несут.

Форма представления декларации

Налоговое законодательство меняется быстро, что влияет на формы деклараций. Может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик подает отчетность одновременно с вступлением в силу приказа об утверждении новой формы декларации либо о внесении изменений в старую форму, в котором также указывается, что нововведение распространяется и на отчетность за предыдущий период.

Как следует из письма Минфина России от 04.03.09 № 03-02-07/1-108, если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действовашей на момент представления, на него не может возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, нормативный акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которой распространено с начала периода (за соответствующий нологовый (отчетный) период, следует применять, утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчете).

Итак, следует обратите, внимание на положения документа, изменяющего формы декларации, которые относятся к моменту его наступления. В документах, утверждающих новые формы декларации, обычно указывается, с отчета за какой период применяется такая форма.

Принятие отчетности налоговым органом

Сотрудник отдела работы с налогоплательщиками не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.

Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами не предусмотрена обязанность налогового органа проставлять по просьбе налогоплательщика на представленной налогоплательщиком и не принятой налоговым органом налоговой декларации на бумажном носителе какие-либо отметки.
Принятие налоговым органом декларации в электронном виде.

У налогоплательщиков может возникнуть вопрос: предусмотрена ли ответственность за непредставление налоговой декларации в электронном виде, в случае если она представлена в установленные сроки на бумажном носителе?

Минфин России в письме от 24.12.07 № 03-01-13/9-269 разъяснил, что представление налоговой декларации в ненадлежащем виде или неустановленным способом приравнивается к неисполнению обязанностей налогоплательщика по представлению отчетности.

При этом судебная практика по данному вопросу сложилась в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС РФ в постановлении от 03.02.09 Л» 11482/08 признал неправомерным привлечение налогоплательщиков по ст. 119 НК РФ за представление налоговой декларации не в электронном виде.

При этом налоговая и бухгалтерская отчетность, передаваемая в налоговые органы, должна соответствовать утвержденному ФНС России формату представления.

В письме от 03.06.09 № 03-02-07/2-97 Минфин России обратил внимание налогоплательщиков на возможность возникновения при представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи ситуации, при которой дата отправки налоговой декларации налогоплательщиком и дата ее представления (дата фиксации ее отправки специализированным оператором связи) могут не совпадать по причине нахождения технических средств налогоплательщика и специализированного оператора связи в разных часовых поясах.

Учитывая, что данная ситуация может приводить к возникновению споров, связанных с нарушением срока представления налоговой декларации, Минфин России счел целесообразным установление на серверах специализированных операторов связи единого времени для целей определения даты представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если организация представляет в налоговый орган декларации и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, то бумажные экземпляры Деклараций и бухгалтерской отчетности, направленной в электронном виде, она представлять не должна.

Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи протокол об их приеме, после проверки требований к оформлению документов.

Актуальным является вопрос о том, считается ли представление декларации своевременным, если она была своевременно представлена для передачи в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи, однако в связи со сбоем сети Интернет в момент отправки в результате аварии на магистральных каналах связи налоговая декларация была получена налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с нарушением предусмотренного срока представления.

Если специализированным оператором связи зафиксировано подтверждение даты отправки налогоплательщиком декларации в пределах установленного срока, то налогоплательщик считается своевременно исполнившим свою обязанность. При этом сбой связи Интернет в результате аварии на магистральных каналах связи не влияет на факт исполнения налогоплательщиком указанной обязанности.

Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой. В частности, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.01.07 № Ф04-8676/2006(29773-А27-42), учитывая, что налоговым органом не представлено доказательств, опровергающих доводы налогоплательщика о своевременном представлении декларации для передачи по телекоммуникационным каналам связи, аварии на магистральных каналах связи.